В Бахчисарай вернули исчезнувшие во время войны экспонаты. Новости туризма
Заместитель директора Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника по научной работе Олекса Гайворонский сообщил «1К», что церемония передачи коллекции уже состоялась и часть ее посетители уже могут увидеть на выставке, размещенной в Ханском дворце. Речь идет о 26 предметах, украшенных традиционной крымскотатарской золотой вышивкой, — платках, ремнях, сумках, драпировках, подвязках. «Экспонаты вернулись к нам благодаря доброй воле австрийских коллег, — рассказал Олекса Гайворонский. — Во время работы в музейных фондах они обратили внимание на бирки, прикрепленные к этим вещам. Из них следовало, что принадлежали они Бахчисарайскому музею и оказались в Австрии в годы войны».
Интересно, что наибольшие потери этот крымский музей, в отличие от других, понес даже не в оккупацию — по спискам, составленным в 1944 году, утраченных экспонатов значится около 300. Самым грабительским оказался для него послевоенный период и 60 — 70-е годы прошлого века. Тогда волевым решением сверху из коллекций изымались книги, рукописи, предметы быта и искусства и передавались другим музеям. Так, в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) хранятся несколько сот печатных и рукописных книг, некоторые времен Крымского ханства. Представители Бахчисарайского историко-культурного заповедника ездили туда, чтобы составить их список, — речь даже не идет о туманных перспективах возвращения, историкам важно хотя бы знать, что именно было когда-то изъято из музейных фондов.
Очень часто экспонаты из Бахчисарая уезжали в провинциальные музеи, чтобы украсить их коллекции и показать восточную тематику. При таком принудительном обмене в Крым посылали вещи, неравноценные ни по исторической, ни по материальной значимости. Два года назад, правда, часть предметов, изъятых в Бахчисарае в 1979 году по распоряжению Министерства культуры СССР для Львовского музея истории религии и атеизма, все-таки вернулись на родину. Но другие музеи пока еще не решились на такой шаг.
Олекса Гайворонский упомянул, что хотя переданная австрийским музеем коллекция может представлять интерес для тех, кто интересуется этнографией и художественной вышивкой, сами предметы не являются уникальными. Образцы этих орнаментов уже есть в Крыму. Гораздо важнее сам прецедент: значит, в музеях стремятся соблюдать этические принципы, согласно которым чужая вещь должна быть возвращена хозяину.
К сожалению, Украине не так часто приходится радоваться обретению музейных сокровищ. Из самых резонансных случаев можно вспомнить передачу в 2007 году Институту НАНУ 159 автографов, рисунков, офортов и прижизненных фотографий Тараса Шевченко. А пять лет назад Украина сама проявила добрую волю, расставшись со 139 рисунками и офортами европейских мастеров XV — XVI веков, — эта коллекция сразу после войны была вывезена из Германии. А туда она попала, когда немцы грабили музеи Голландии. Тогда наша страна показала, что готова не только проявить волю в возвращении своего добра, но и идти в этом навстречу другим. При этом получается, что с музеями дальнего зарубежья найти общий язык намного проще, чем с российскими, поскольку статус вывезенных туда в разное время предметов, ныне составляющих гордость многих коллекций, очень сложно установить юридически.
И все-таки как хорошо, что прецедент возвращения ценностей в Крым уже есть. А жители и гости полуострова снова смогут увидеть предметы, некогда пропавшие без вести.
Источник: «Первая крымская»